Кага

Официальной датой основания Каги считается 1740 год. Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия села. По одной из них когда-то пришли в эти места первые люди, и поразились они красоте здешних мест. Величаво несла свои белые воды широкая река. В неё впадала бойкая, шустренькая речушка с кристально чистой водой. Вышли люди на берег этой речушки, а с водной глади, навстречу им, поднялась огромная стая диких, белых гусей. Они шумно хлопали крыльями и громко кричали «га-га, га-га». Отсюда и пошло название этого места, изменившись впоследствии на более благозвучное - Кага. По другой версии Кага расшифровывается как Колония Административно-государственных арестантов. Об этом говорит даже название места в селе - "Итап". Там, возможно, было место стоянки, отдыха заключённых. Вот такие существуют легенды.

Указ на постройку Кагинского завода был выдан Е.Н. Демидову 5 октября 1769 года, в этом же году началась ковка чугуна.  26 мая 1774 года Кагинский завод был сожжён повстанцами. После длительной остановки в 1884 году был вновь пущен Кагинский завод, на котором также были вновь построены доменная печь и гвоздарно-волочильная фабрика. Кагинский завод был остановлен в годы кризиса (1903-1904).12 июля 1911 года на Кагинском заводе возник пожар по вине столяра, жившего недалеко от церкви. Он варил во дворе дома олифу, кипящяя масса выплеснулась на стружки, и всё строение моментально охватил огонь. Лето стояло жаркое, засушливое, а день оказался ветреным. Огонь перескакивал с дома на дом, с улицы на улицу. За считанные минуты выгорали целые районы села. Люди вставали на пути огня с иконами, надеясь таким образом остановить пожар. Женщины, ребятишки, старики, домашняя живность собрались возле реки, спасаясь от огня. Но загорелась плотина на кагинском пруду и её прорвало. Огромный вал воды хлынул на жавшихся по берегам реки испуганных людей... Бог знает, сколько десятков или сотен жизней унесла вода. Завод решили не восстанавливать. Население стало разъезжаться. В настоящее время в Каге проживает 964 человека. В селе имеется школа, амбулатория, почтовое отделение, несколько магазинов, конезавод, активно развивается туризм и экотуризм.

Кага, Свято-Никольский храм

Кага, Свято-Никольский храм, церковь

Свято-Никольский храм

Храм был возведен в 1898 году. Подготовка к строительству храма велась в течение восьми лет. Вначале близ села построили небольшой кирпичный завод, который состоял из трёх печей и амбаров для просушки кирпича-сырца. Первый камень в основание церкви заложил управляющий в то время Кагинским заводом, Иван Асафьевич Татаринов (сын одного из бывших владельцев кагинского завода, стерлитамакского купца). По поверью, кому оказывалась подобная честь вскоре умирали. Иван Асафьевич в тот день встал перед собравшимися на колени, помолился, попросил у всех прощения заплакал, взял в руки мастерок и заложил первый кирпич. Иван Асафьевич умеp 25 маpта 1899 года (по стаpому стилю) - чеpез год после постpойки Никольской церкви. Кагинцы решили похоронить его в церковной ограде. Все семьи выделяли на строительство определенное количество работников. В Кагу были приглашены высококлассные каменщики. С каждого рубля дохода, котоpый давал железоделательный завод, одна копейка шла на строительство церкви. Часть денег дала казна. Было очень много народных пожертвований.

Цеpковь была тpехштатной: главный пpестол - в честь святителя Николая; правый - в честь святых апостолов Петpа и Павла; левый - в честь святого апостола Иоанна Богослова. Престолы были освящены соответственно 8 и 9 декабря 1913 г.

Последним настоятелем Никольского храма был Иван Александрович Марсов. Батюшку Иоанна народ кагинский очень любил. Рассказывают, что когда в 1933 году его арестовали, якобы за контрреволюционную деятельность, в Каге чуть было не произошел "бабий бунт": женщины собрались у сельсовета и стали требовать освобождения своего священника. Только прибывшие из Белорецка гэпэушники кое-как сумели подавить это выступление. В Белорецке конвой с батюшкой тоже был встречен верующими людьми, протестующими против ареста о. Иоанна. Батюшка благословил православных и попросил всех разойтись. Он верил, что в самом ближайшем будущем власти разберутся во всем и отпустят его. Власти "разобрались" и… присудили батюшке пять лет ссылки. На пересыльном пункте в Уфе он умер и был похоронен на одном из Уфимских погостов. Вернее, даже не похоронен, а просто брошен нагим в общую могилу. Отец Иоанн большевиков всерьез не воспринимал и от веры своей не отрекся, как бы его ни понуждали к этому. Батюшка не изменил православию, как и тысячи других русских священников, чьи косточки благодатные освящают ныне бесчисленное множество заросших бурьяном общих могил. Диаконом Никольской церкви при отце Иоанне был Гавриил Нилович Пиндюрин. Вскоре после ареста настоятеля он тоже был репрессирован.

В 1933году Никольский храм был закрыт. Колокола сбросили, колокольню и купола pазpушили. Кирпич взяли на хозяйственные нужды. До 1941 года в бывшей церкви располагалась изба-читальня, а потом - зернохранилище кагинского колхоза. В 1955 году здание капитально отpемонтиpовали (было сделано потолочное перекрытие, и появился второй этаж), и в Каге стал действовать клуб, преобразованный в 1968 году в Дом культуры. В 1976 году постановлением Совета Министров Башкирии кагинский Дом культуры был поставлен на учет как памятник архитектуры.

Несмотря ни на что Никольский храм очень хорошо сохранился, хотя нет колокольни и куполов. Как бы ни пытались власти переделать его на мирской лад, как бы тщательно по требованию райкома КПСС ни стесывали зубилом кресты на фасаде, все равно храм остался храмом и не утратил своего величественного облика. Бывший директор Дома культуры Иван Антонович Лисовский не побоялся еще в семидесятых годах очистить от штукатурки подкупольную часть храма (там в свое время был сделан второй этаж) и отмыть уникальнейшие фрески. Именно благодаря заботам и стараниям Ивана Антоновича здание Кагинского храма столь хорошо сохранилось до наших дней.

В1999 году в Каге был зарегистрирован православный приход, а 1 июля 2000 года Никольский храм был официально передан верующим людям.

Кага, святой источник, Сажелка, Табынской иконы Божией Матери

Святой источник Сажелка

Второй исторической достопримечательностью села является святой источник Сажелка. Откуда произошло это название сейчас установить трудно. По одной версии рядом с источником были угольные печи, где делали берёзовый уголь для завода. Ну, а где уголь, там и "сажа". По второй версии недалеко от источника были разбиты опытные поля, где разводились растения, "сажали" новый сорта деревьев и кустарников.Существует такая легенда. Как давно это было никто не знает. Однажды летом на Кагу обрушилась страшная засуха: пересохли все источники, ручьи и колодцы. От речки остался маленький мутный ручеёк. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь. Люди умирали внезапно там, где их настигла смерть - дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы, хоронить по христианскому обычаю. И тогда вырыли на кладбище огромную могилу, в неё свозили всех умерших. А болезнь всё свирепствовала. Тогда собрались оставшиеся жители села на сход под набат церковного колокола. Горячо молились они, прося у Бога прощения и помощи - болезнь косила безжалостной косой всех подряд, а засуха сжигала всё живое вокруг: деревья, траву, скот... Просили они о помощи и поминали уже погибших. И вдруг из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с этого дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется Обещанный. Над святым источником возвели часовенку, но в годы сталинских репрессий её разрушили. Но про праздник не забывают и сейчас.

В 1997 году по настоянию жителей села и при поддержке мэра Каги АндрияноваИ.Н. над святым источником снова построили часовенку. 21 августа 1997 года при стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и снова освятили источник.

В 2010 году на источнике был открыт Религиозно-миссионерский комплекс в честь иконы Табынской Божией Матери.

Описание подготовлено по материалам сайта http://www.selokaga.ru/

(Фото сделаны в июле 2010г.)

travel_banner_s.giftravel_banner_s_1.gif

X