Каменск-Уральский

Первое постоянное поселение на территории будущего города появилось после того, как на берегах Каменки и Исети была найдена железная руда. Руда залегала у самой поверхности, легко добывалась ручным способом. Этим решил воспользоваться Далматовский монастырь и попросил у казны эти земли. В 1682 году вышел указ, по которому монастырь получил их во владение. Монастырь переселил на берега Каменки часть своих крестьян и в небольших печах выплавлял железо для собственных нужд. Но руда по берегам Каменки и Исети оказалась настолько хорошей, что земли были изьяты обратно в казну. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода — основы будущего города. Это был первый чугунолитейный завод на Урале. В XVIII—XIX вв. поселение около него называлось Каменский казенный чугунолитейный завод. В январе 1774 года Каменский завод оказался в зоне крупного крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва. Отряд под началом атамана Чиры при поддержке взбунтовавшихся рабочих 10 января 1774 года захватил завод. Каменские мастеровые отлили для пугачёвцев десять пушек и около трёхсот пудов ядер. 3 марта 1774 года царский полк разбил двухтысячный отряд восставших и вернул завод казне.

С 1825 по 1829 год облик будущего города изменился коренным образом. По проектам прибывшего в город главного архитектора Уральских горных заводов М. П. Малахова была выполнена реконструкция Каменского завода: построены две новые домны, здание заводоуправления, склады, госпиталь, перестроен главный храм города. Заводские работники были навечно закреплены за заводами и не имели право их покидатьвплоть до 30 ноября 1863 года. В 1885 году Каменский завод был соединён железнодорожным сообщением со станцией Богданович строящейся транссибирской магистрали. В начале станция называлась Островская в честь первого начальника Уральской железной дороги Н. С. Островского, затем была переименована в Синарскую. .

1 октября 1923 года Каменский завод был поставлен на консервацию, а в апреле 1926 года — закрыт. Причинами этому послужили устаревшее оборудование и отсутствие топлива. Завод проработал почти 225 лет. 3 апреля 1931 года было принято решение о строительстве в Каменске трубного завода. В 1934 году Синарский трубный завод был пущен. В 1930-е годы Каменск становится крупным индустриальным центром Урала. 3 декабря 1932 года Совет труда и обороны принял решение о строительстве Уральского алюминиевого завода в районе деревни Красная Горка. 5 сентября 1939 года Уральский алюминиевый завод был пущен. Посёлок уже более не ассоциировался с единственным заводом и носит короткое название — Каменск, 20 апреля 1935 года за ним закрепляется статус города. 6 июня 1940 года Каменск получает новое название — Каменск-Уральский. 5 мая 1944 года окончено строительство Каменск-Уральского металлургического завода. После войны индустриализация города продолжилась за счёт оставшихся здесь эвакуированных предприятий металлургии и машиностроения. Город стал третьим в области по значимости и числу населения после Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Для промышленного выпуска авиационных высотомеров в 1949 году в городе было начато строительство крупного Радиозавода (ПО «Октябрь») и открыто конструкторское бюро. Сейчас Каменск-Уральский - это крупный промышленный центр с развивающейся социально-экономической сферой и богатой культурой. Каменск-Уральский активно развивает въездной туризм. Туристические фирмы предлагают гостям и жителям города интереснейшие экскурсии с посещением краеведческого музея им. Стяжкина, прогулкой по исторической части города (Свято-Троицкий собор, монумент «Пушка»), посещением колокольного завода «Пятков и К», часовни им Александра Невского, памятников природы «Каменные ворота», «Три пещеры».

Свято-Троицкий собор

Спасо-Преображенский монастырь

Церковь Покрова Божией Матери

Часовня Александра Невского

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Волково)

travel_banner_s.giftravel_banner_s_1.gif

X