Далматово

Вначале это была небольшая слобода Служняя возле монастырских стен, где крестьяне, ремеслянники, торговые люди поставили первые избы. Это были переселенцы из Тобольского и Верхотурского уездов, с Поморья, из Центральной России. В 1691 году слободу переименовалив село Николаевское. В 1781 году был образован далматовский уезд, и в этом же году селу Николавскому присвоен статус уездного города с названием Далматов — по имени основателя монастыря. Первым городничим стал премьер — майор Алексей Самарин. Вскоре далматовский уезд объединили с Шадринским. И город превратился в заштатный, безуездный и оставался таким до начала XX века, пока по просьбе жителей не был преобразован в село Далматово. Далматов исстари славился богатой Никольской ярмаркой, на которую съезжались купцы из Сибири и Урала. Много торговых людей проживало и в самом городе. Благодаря купечеству его центральная часть обрела неповторимые черты. Вот что писали первые путешественники: «Далматов — небольшое поселение. Улицы прямые и широкие, обстроены большими, красивой архитектуры домами. Некоторые из них с мезонинами и балконами. Главное строение города составляет монастырь, обведенный каменной оградой». В начале 18 в. один из первых центров православия, грамотности и русской культуры в Зауралье, а также место ссылки старообрядцев. В 19 в. известен как крупный краевой центр по выращиванию огурцов, сбору и продаже дикого хмеля. В 1856 г. в уездном городе Далматов Шадринского уезда Пермской губернии насчитывалось 3 церкви, 690 домов, 52 лавки.

Десятого января 1945 года населённый пункт Далматово был отнесен к категории рабочих поселков. В этом же году в стены бывшего монастыря въехал завод «Молмашстрой», в целях которого изготовлялось оборудование для хранения и переработки молока. Со временем он стал мощным градообразующим предприятием, внес большой вклад в развитие экономики и социальной инфраструктуры города. Седьмого июня 1947 года рабочий поселок Далматово был преобразован в город районного подчинения с сохранением прежнего названия. При активной помощи завода вырастили красивые многоэтажки со встроенными культурно — бытовыми учреждениями, в дома жителей пришли свет, вода, тепло. В 80 — е годы в городе успешно действовали 20 различных предприятий, самые известные из них — ковроткацкая фабрика, участок по ремонту и строительству жилья, многочисленные строительные организации.

В 1993 году на заводской котельной, расположенной в стенах монастыря, зажжен факел от природного газа. С 1998 года завод получил новое название «Старт» и окончательно перебрался из монастыря в современные корпуса. 

Николаевская церковь, Далматово

Николаевская церковь, Далматово

Николаевская церковь

Наиболее примечательным строением после монастыря в г. Далматово была Николаевская церковь. Новую церковь решили строить из кирпича. Храм был заложен 13 июня 1753 года. В июле в выкопанные траншеи были забиты сваи и уложен бутовый камень. Строительство было начато мастером Акинфием Денисовым,  работа была продолжена под руководством далматовского каменщика Андрея Пономарева.

Церковь была холодная, и 8 июня 1770 года староста Николаевской церкви, крестьянский выборный Игнатий Кузнецов, сотник Иван Боголюбов, крестьянин Петр Овчинников и другие обратились с просьбой на разрешение возвести с северной стороны церкви теплый придел каменный во имя святителя Василия Великого. Северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста был освящен архимандритом Иакинфом 30 января 1776 года.

Как и в других церквях, в Николаевской церкви с 1721 года по именному указу была установлена должность церковного старосты. Избирался староста из купцов, мещан и поселян. Первоначально он продавал свечи, но постепенно в обязанности церковных старост вошло хранение денежных средств, контроль за их расходованием совместно со священнослужителями, заключение трудовых договоров с подрядчиками. Тот, кто в этой должности находился три срока и избирался на четвертое трехлетие, представлялся его императорскому величеству и награждался нагрудной медалью. Николай Андрианович Лавров, сын купца 3-й гильдии, выбран был на первый срок 21 ноября 1844 года. При избрании его на четвертый срок с 1 января 1854 года был представлен к награждению медалью.

Окончательная достройка Николаевской церкви была завершена в июне 1822 года. Вокруг церкви была построена кирпичная ограда. Внутри ограды было кладбище, где хоронили священно- и церковнослужителей и в виде исключения членов их семей.

В 1851 году служители и староста Николаевской церкви обратились к архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту за разрешением пристроить южный придел церкви.

19 апреля 1852 года в Далматово возник опустошительный пожар. От огня значительно пострадала Николаевская церковь, сгорели церковный дом, деревянные постройки, дома священников. Сначала проводились ремонтные работы, потом велось строительство северного придела. Оно было окончено в 1866 году.

После закрытия Николаевской церкви были разобраны кирпичная ограда и верх церковного здания. Часть этого кирпича пошла на строительство здания семилетней школы около речки Пионерки. В здании цервки располагались кинотеатр и Дом культуры. В настоящее время в нём расположен краеведческий музей.

часовня, Далматово

Часовня

Перед главными монастырскими воротами, на Успенской площади, получившей это имя в давние времена, стоит часовня. Заложена она была 3 декабря 1889 года по решению городской Думы в память чудесного избавления государя императора и его августейшей семьи 17 октября 1888 года при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге.

Далматовский мужской Свято-Успенский монастырь

Монастырь был основан в середине XVII века пришлым старцем Далматом (в миру — Дмитрий Иванович Мокринский). Личность, до сих пор широко известная и почитаемая на Урале и в Зауралье. Родился он в Тобольске в 1594 году. Отец Дмитрия Ивановича — запорожский казак, пришедший в Сибирь с дружиной Ермака Тимофеевича и за заслуги перед Отечеством пожалованный дворянским званием. Мать происходила из рода тюменского мурзы Илигея Магметова. Родители, по тому времени люди достаточно образованные, обучили сына основам многих заний. Постиг Дмитрий Иванович и военное искусство. После смерти родителей получил в наследство дом и все имущество, был женат, имел пятерых детей, которым старался передать знания и навыки..Похоронив жену, Дмитрий Иванович отдал детям дом и хозяйство, а сам ушел в Невьянский Богоявленский монастырь, здесь принял постриг под именем Далмата. Наделенный редким даром умения слушать собеседника и обладая красноречием и мастерством убеждения, он быстро выделился среди других монастырских послушников. “За веру и мудрость великую” иноки решили назначить его игуменом. Но за ночь до этого события, видимо, не уверенный в истинности выпавшего ему предназначения, Далмат ушел из монастыря с единственной принадлежащей ему ценностью, иконой Успения Божией Матери, сотворенной безвестным мастером несколько столетий назад. Он прошел не одну сотню верст, ища только одного — уединения. Шел он на юго-восток, в неведомые тогда зауральские степи. И в 1644 году достиг берегов реки Исети. Здесь, на левом берегу, возле возвышенности Белое Городище, и обосновался Далмат — было ему тогда уже 50 лет.
Рядом с родником (он бьет из земли по сей день) вырыл Далмат в овраге пещеру-землянку, мечтая лишь о тишине и уединении. Но молва быстро разнеслась по округе, и к отшельнику стали приходить богомольцы и люди, желающие получить совет старца. Вскоре пещера уже не могла вместить молящихся, и с благословения тобольского архиепископа Герасима иноки срубили над пещерой часовню и келью. Однако уже в 1651 году на обитель напали калмыки, сожгли все постройки, большинство монахов перебили, а уцелевших увели в плен. Далмату удалось спастись, и к нему снова спешили люди. Узнав о случившемся, из Тобольска к отцу приходит сын Иоанн (в монашестве он примет имя Исаак) и становится во всем его помощником. Вместе с ним и новой братией Далмат отстраивает мужской монастырь и обносит его деревянной оградой . Теперь монастырское строительство поддерживало и государство, стремящееся закрепить земли за Уралом за собой, а монастырь становился надежным форпостом в малообжитых землях. В 1654 году монастырю в вотчинное владение передано по царской грамоте 160 десятин земли. Во владениях монастыря теперь значились четыре деревни. В версте на запад от него встала слобода Служняя. Люди расселились по всей долине рек Исеть и Теча.
В 1662 году и монастырь, и деревни вокруг него были разграблены, сожжены башкирами, крестьяне перебиты, а их семьи уведены в степь. На этот раз Далмат спасся не один, и совсем скоро монастырь восстает из пепла. Оживают и деревни вокруг него — все больше и больше здесь появляляется переселенцев из различных районов Руси. Их прежде всего привлекали льготы, даваемые монастырем на период обживания нового места. Только после так называемых “подъемных лет” крестьяне обязывались отдавать определенную часть урожая монастырю. К его стенам, расширяясь, подступала слобода Служняя, называвшаяся уже селом Николаевским — в честь церкви Святителя Николая.
К 90-м годам XVII века монастырь — мощное звено сибирской оборонительной линии, защищавшей Русь от кочевников. Внушительно выглядел его арсенал: десять пушек с двумястами ядер, десятки винтовок, мушкетов, пищалей, карабинов, большой запас пороха, пуль, картечи.
Состарившийся Далмат, видя крепнущий на глазах монастырь, просит снять с него игуменство и передать его сыну Исааку. А сам удаляется от мира и живет в одиночестве и молитвах. Умер Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет.
Бедствием для монастыря были не только набеги кочевников, но и пожары. В январе 1707 года в хлебной келье вспыхнул пожар, уничтоживший три церкви, половину ограды и часть келий. Через год в огне погибли остальные постройки. Сгорела большая часть монастырс кого архива... Новый монастырь решено было возводить из камня и кирпича.
Строительство монастырской крепости длилось более полувека. Начинали его приглашенные из Соликамска, Верхотурья и других уральских городов строители, а заканчивали во второй половине XVIII века их ученики — жители села Николаевского. За десятилетия сложились династии строителей, чьим трудом воздвигнуты многие постройки в разных городах Урала и Сибири. Вспомним эти имена: Павел и Василий Тульковы; Леонтий, Спиридон и Петр Овчинниковы; Ефим и Никифор Ершовы. Почти всеми работами на территории монастыря руководил зодчий Иван Борисов по прозванию Сорока.
Один из самых талантливых мастеров Антон Бормотов в 1761 году изготовил иконостас для церкви села Николаевского. Но имя мастера, сделавшего замечательную, как утверждают документы монастырского архива, деревянную скульптуру Далмата, так и осталось неизвестным. Славился монастырь и своими иконописцами, создававшими немало икон, расписывавших стены монастырских церквей и других храмов Зауралья.
В 1719 году при монастыре открывается первое в крае училище для детей священнослужи телей. В 1735-м учреждается славяно-российская школа, в 1761-м — славяно-российская семинария, а еще через год — бурса.
Почти с первых лет основания монастыря в нем собирали книги. Среди них были так называемые “учительские” азбуки, арифметика, лексиконы, часословы, а также религиозные и светские книги. Библиотекой (и это, пожалуй, самое главное) пользовались не только монахи, но и грамотные крестьяне, а их в селе Николаевском было предостаточно. Книги присылали из Москвы, Санкт-Петербурга, Тобольска. Пополнялась библиотека и за счет ссылавшихся в монастырь, которые привозили книги с собой.
Мощное крестьянское восстание в Зауралье, вошедшее в историю России под названием “Дубинщина”, стало ответом на действия императрицы Екатерины II. Почти полгода восставшие держали в осаде Далматовский монастырь, напрочь отрезав его от внешнего мира. Лишь весной 1763 года Азовский драгунский полк под командованием полковника Аборина сумел разгромить крестьянский отряд. Участников восстания наказали кнутом и розгами, а зачинщиков — 167 человек — повесили.
11 февраля 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев под командованием есаула Прохора Пестерева. За стенами крепости укрылись монахи, инвалидная команда (солдаты в отставке), крестьяне села Николаевского и других близлежащих деревень. Началась двадцатидневная осада монастыря.
Сначала между осаждавшими и монахами шла переписка. Пугачевцы требовали сдать монастырь без боя, но получили отказ. Утром 13 февраля начался штурм, однако крепость оборонялась весьма умело. 24 февраля расстановка сил изменилась: к пугачевцам присоединился большой отряд атамана Митрофанова. И к концу месяца у стен Далматовского монастыря собралось уже более пяти тысяч повстанцев против четырехсот защитников крепости. Неизвестно, чем бы закончилась осада, если бы не стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. Пугачевцы без боя отступили на юг, к Уксянской слободе, возле которой 9 марта были наголову разбиты. Не сразу вошла в нормальное русло жизнь монастыря и села Николаевского. Но постепенно люди отстроили порушенное и сгоревшее, снова занялись сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.
В XIX столетии, когда рубежи российского государства отошли далеко на юг и на восток, Далматовский Успенский монастырь оказался вдали от границ. Степь уже не угрожала набегами кочевников, и монастырь потерял свое оборонительное значение, но просветительское и культурное сохранял до 20-х годов XX века. При монастыре, как уже говорилось, была школа, которая в 1818 году преобразовалась в уездное духовное училище, предназначенное для детей церковнослужителей. В Далматовском духовном училище с 1869 по 1871 год учился будущий ученый с мировым именем, российский изобретатель радио А. С. Попов.
После октябрьских событий 1917 года монастырь действовал еще несколько лет. В начале 20-х годов он был закрыт, его постигла участь многих других монастырей и церквей России: купола сняты, колокольня разрушена, иконы и прочая церковная утварь уничтожены. Чудом удалось спасти монастырский архив. Документы сохранил и позднее переправил в Шадринск известный ученый-краевед В. П. Бирюков.
Но сегодня монастырь жив. Как и прежде люди приходят сюда из Далматова, приезжают из других городов. При содействии администрации города идет реставрация монастыря, увеличивается число монахов и послушников. Уже восстановлена часовня — усыпальница Далмата, надвратная церковь Иоанна Богослова, активно ведется воссановление монастырских храмов: собора Успения Пресвятой Богородицы и церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость.

Описание подготовлено по материалам сайта http://www.kraydalmatovo.ru

  Монастырские ворота, Далматово  сторожевая башня   монастырь   монастырь, башня, Далматово

Купальня над Святым источником прп. Далмата

святой источник, Далматово   святой источник, Далматово

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Успения Пресвятой Богородицы  Успенский собор, Далматово  Далматовский монастырь

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"" Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", Далматово Далматовский монастырь

Церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова  Церковь Иоанна Богослова, Далматово

(Фото сделаны в июле 2010г.)

travel_banner_s.gif  travel_banner_s_1.gif

X