Петровское

Село расположено в Увельском районе Челябинской области. Основано Петровское было переселенцами из Курской губернии (курскими однодворцами) в 1828 году на землях Кочердыкской волости. В  начале 20 века Петровское относилось к Андреевской волости.

Храм Петра и Павла, Петровка

Храм во имя апостолов Петра и Павла

Согласно информации из разных источников, можно предположить, что закладка церкви, произошла по Указу Св. Синода 8 июля 1854 года, в октябре месяце работы были освящены, и в этом же году началось ее строительство. При церкви с 1883 года по штату были два священника и два псаломщика. С марта 1914 года старостой при церкви архангела Михаила состоял И. И. Шумаков, из крестьян. А в целом в послужном списке тех времен значится шесть церковнослужителей. Каменное здание церкви с такою же оградою простояло вплоть до 1900 года, пока 11 февраля не произошел в церкви пожар. 23 января 1904 года Оренбургская Духовная Консистория дает разрешение на расширение храма, и 18 мая 1904 года была произведена закладка новой трапезы и колокольни. После завершения каменной кладки, 10 марта 1913 года, «с разрешения и благословения преосвященного Феодосия, храм и правый придел, а 30 января 1914 - левый придел». Земель в то время при церкви не зарегистрировано. А вот дом настоятеля, построенный в 1904 году, по приговору прихожан в том же году, 15 февраля, принят в ведение церкви. Дом второго священника приобретен у священника Скопина в 1900 году, а дома псаломщиков приобретены прихожанами. В последний раз Преосвященный посетил приход в 1910 году.

Из-за гонений на церковь священник отец Александр Скопин лишился рассудка. Михаил Тренин в своей книге об истории Увельского района пишет о нем как об удивительном человеке, который не только проповедовал христианские ценности, но и прививал детям любовь к русской классической литературе, боролся с неграмотностью среди сельчан. Когда начали разрушение местного храма, один звон колоколов которого, говорят, отгонял болезни и эпидемии, батюшка, сбривший бороду и простоволосый, стоял в толпе, повторяя одну и ту же фразу: "Бога нет: Значит, я вас обманывал?.." В это время местные комсомольцы затягивали на колокольне металлический трос и пытались развалить ее тракторами. На теле храма до сих пор видны эти следы, но как стоял он, так и стоит. Местные атеисты ограничились тем, что порушили кровлю и сбросили на землю кресты. А вместо крестин организовали в Петровке показательные "октябрины", запомнившиеся местным жителям тем, что одного из младенцев нарекли революционным именем Большевик. А церковь осталась обезглавленная. Снега, дожди и ужасные условия эксплуатации в качестве зернохранилища довершили дело: строение окончательно пришло в запустение, осыпался кирпич, земля и мусор закрыли его до самых окон. Но основная часть здания сохранилась.

Получившая вторую жизнь, церковь породила множество легенд. Не раз в былые времена озарялись церковные купола необъяснимым свечением, равно как и в тот день, когда в момент поднятия центрального креста, откуда-то с небес проступило ярко-лиловое зарево. Однажды, еще в самом начале работ, к удивлению рабочих вдруг из-под убранной пыли и обломков проступила каменная плита с надписью, датированной 1872 годом: «Здесь погребено тело священника Николая Иоановича Андреева». Не исключено, что этот священник, удостоенный чести быть похороненным в храме, - один из переселенцев, и чей-то предок и родственник ныне живущих здесь петровцев.  Действительно ли существовал когда-то в подвальном помещении церкви потайной подземный ход, соединявший здание храма с домом священника, помнят лишь старожилы. Поговаривают даже, что в подземелье была маленькая комнатка, отделанная обожженным кирпичом, с лежаком и источником воды. Для кого она предназначалась - осталось загадкой истории, так же как и то, что спрятан там, якобы, некий церковный клад. Так же с удивительными подземными конструкциями столкнулись рабочие наших дней – во время восстановительных работ. - Однажды ребята нашли в стене подвального помещения подобие свода, а затем обнаружили полую нишу, - такие факты на памяти прораба Н. С. Альковой. По предположениям рабочих, это остатки старинной системы отопления – дымоходы. И такое было. В год, когда строители вставляли окна на фасад церкви, стояло жаркое лето, долго не было дождей. Старые люди поговаривали, будто бы тогда дождь пойдет, как вставлены будут все окна в церкви. И как только рабочие сообщили, что все 28 окон на месте, поднялся сильный ветер и хлынул дождь!

Постановлением Законодательного Собрания области от 28.01.99 года петровская церковь объявлена охраняемым памятником культурного наследия и уже в этих документах носит имя Петра и Павла. А в официальных документах, хранящихся в государственном научно-производственном центре по охране культурного наследия Челябинской области, есть вот какое упоминание: церковь Архистратига Божия Михаила была переименована в честь апостолов Петра и Павла по желанию верующих.

(Фото сделаны в ноябре 2013г.)

Описание подготовлено по материалам сайта: http://hrampetraipavla.ucoz.ru/

travel_banner_s.giftravel_banner_s_1.gif

X